8 (914) 520-82-04

23

Мар.
Кто и как выводит детский спорт в Чите на новый уровень

Все лучшее, что происходило с детско-юношеским спортом в России в последнее время, так или иначе связано с инициативой частных лиц. Энтузиасты, ставящие своей целью воспитание спортивного и здорового поколения, давно перестали ждать милости от государства и своими силами создают то, что уже сейчас начинает приносить свои плоды. Один из таких неравнодушных людей – тренер по мини-футболу Игорь Скубиев, основавший в Чите спортивно-развивающий центр «Бэби спорт». Проект его представляет собой совершенно инновационную для нашего края систему физического воспитания для дошкольников. Отныне дети с самого раннего возраста приобщаются к спорту, а профессиональные тренеры имеют возможность отыскать будущих «звезд» еще на уровне детского сада.

О том, как зародилась идея этого проекта, какие навыки и черты характера определяют тренера, достойного работать с детьми, и какой вид спорта подходит именно вашему ребенку – в беседе с основателем детского спортивно-развивающего центра «Бэби спорт» Игорем Скубиевым.


 

- «Бэби-спорт» - это уникальный проект, который буквально «переворачивает» представление многих о занятиях спортом в дошкольном возрасте. Здесь вам удалось собрать и систематизировать все свои знания о том, каким должен быть детский спорт, как должны проводиться тренировки и в чем заключается работа тренера в занятиях с ребятами этого возраста. Расскажите, как вам пришла в голову идея этого проекта, и много ли потребовалось времени, что воплотить ее в жизнь?

Будучи тренером-преподавателем по футболу в СДЮСШОР №1, я неоднократно сталкивался с проблемой набора детей в секцию. Отсутствие необходимых двигательных действий, игрового мышления и технической подготовки детей не позволяло нам добиваться желаемых результатов. Мои амбиции заставили меня искать решение этой проблемы.

Чтобы провести отбор детей и подготовить их к поступлению в нашу спортивную школу, я пришел работать в детский сад. Уже после года таких занятий можно было оценить результат работы. Большинство ребят, с которыми я занимался в детском саду, поступили в СДЮСШОР. Скорость, координация, техника владения мячом, игровое мышление – отличие этих детей от сверстников было весьма существенным.

Вывод очевиден – чем раньше мы начинаем заниматься физическим воспитанием ребенка, тем больше он развит, и тем легче ему реализовать свои способности в будущем. А, самое главное, этим мы решаем проблему оздоровления детей, а также прививаем им интерес к спорту и здоровому образу жизни еще на этапе дошкольного образования. Бесспорно, любовь к физической культуре должна прививаться с детства, тем более в условиях современной жизни, когда уровень двигательной активности человека неизменно стремится к минимальной отметке.

Идея этого проекта не родилась в одночасье. Я вынашивал ее не один год – набирался опыта в тренерском деле, изучал рынок, общался с профессионалами в своей сфере. Изначально проект задумывался исключительно как центр мини-футбола, так как я уже много лет тренирую команды по этому виду спорта. Позже возникла идея расширить рамки проекта и добавить такие виды спорта как спортивная и художественная гимнастика, шахматы, спортивная аэробика…

- Расскажите подробнее о принципах работы «Бэби-спорт».

Главная особенность нашего проекта заключается в том, что все занятия проводятся исключительно на базе детских садов. Благодаря работе центра, родителям больше не нужно водить ребенка на тренировки и забирать его оттуда. Тренеры сами приезжают к детям, отводят их на занятия и провожают в группы. Это экономит родителям массу времени.

Также мы специально подбираем детские сады, расположенные в районах проживания каждого тренера. Приезжать непосредственно в сад и работать с детьми на месте – это отличный выход для тренеров, не имеющих базы для своей деятельности.

В своей работе мы учли важный фактор, на который редко обращают внимание тренеры в ДЮСШ. Оптимальное время для занятий спортом в раннем возрасте – с 15 до 17 часов. Именно в эти часы, когда ребенок максимально сосредоточен и готов к занятиям, мы и проводим свои тренировки. Выбор правильного времени для физической нагрузки немаловажен для достижения результата в тренировочном процессе.

Самое главное при подготовке ребенка – не навредить его здоровью и организму, поэтому занятия проходят два раза в неделю и длятся и длятся до сорока минут в зависимости от возраста обучающихся. В каждом занятии учитывается максимальное дозирование нагрузки.

В дошкольном возрасте должны осуществляться общие задачи физического воспитания: оздоровительные, образовательные и воспитательные. Проект детского спортивно-развивающего центра «Бэби спорт» был создан нами с целью решения этих задач.

Отмечу также, что «Бэби спорт» активно сотрудничает с ЗабГУ. Для преподавателей и студентов это широкое поле для современных научных исследований и мониторинга. Задачей проекта является работа с учащимися кафедры физического воспитания этого университета, предоставления им возможности для практики и обучения,  а впоследствии - и рабочих мест.

- В чем вы видите основную задачу вашей работы?

Безусловно, я, как тренер, изначально ставил перед собой задачу отобрать наиболее перспективных и одаренных детей в ДЮСШ еще на этапе детского сада. Каждое дарование должно получить шанс на то, что его вовремя обнаружат и поддержат. Однако главная идея нашего проекта заключается в привитии любви к спорту  и всестороннем развитии детей дошкольного возраста. Если в будущем у ребенка возникнет желание продолжить занятия и поступить в детско-юношеские спортивные школы, – это прекрасно. Но хороших условий для развития заслуживают не только лучшие из лучших. Даже те ребята, кому «не грозит» большое спортивное будущее, вправе рассчитывать на поддержку. Ребенок не обязательно должен становиться профессиональным спортсменом – важно, что, благодаря спортивным тренировкам в саду, он с детства научится общаться со сверстниками, взаимодействовать в команде, добиваться своих целей. Спортивные тренировки делают малышей здоровыми, развивают координацию, силу и выносливость.

Одна из задач проекта – донести до каждого ребенка элементарные знания, связанные с физическим воспитанием. Важно, чтобы дети знали о пользе занятий, о значении физических упражнений и спортивных игр, имели представление о правильной осанке, технике движений, о правилах подвижных игр, а также элементарные знания о личной гигиене.

- Но в любом случае вы имеете возможность «увидеть» будущую звездочку уже сейчас.

 Да, причем неважно, как развивается ваш ребенок – опережая большинство сверстников или несколько отставая от них. Работая с детьми уже много лет, я знаю огромное количество примеров, когда, при должной работе и при индивидуальном подходе к ребенку, совершенно раскоординированный, несмелый малыш вдруг превращается в главную «звезду», в человека, который ведет всю команду вперед, которого боятся соперники и уважают его партнеры, которые сами же над ним и смеялись на его «старте».

- По каким критериям вы отбираете тренеров в свою «команду»?

- Во-первых, тренеры «Бэби спорт» - это люди, которых я хорошо знаю. Я хочу видеть свою команду максимально профессиональной. Ответственность и любовь к своему делу – это главные условия. Все тренеры, работающие у нас, уже доказали свое умение работать с детьми, находить с ними общий язык. Кроме того, они обладают способностью передать малышам свою любовь к тому или иному виду спорта. Это люди, которые симпатичны детям. Люди, которых дети не боятся, а, напротив, тянутся к ним. Люди, которые способны быть примером для подрастающего поколения.

 

«Дело не в возрасте, а в горящих глазах»

- Все тренеры, работающие у вас, очень молоды, что в нынешних условиях достаточно нетипично, ведь молодежь в большинстве своем не проявляет большого интереса к тренерской работе. Как вам удалось подобрать такой молодой состав, и какие плюсы и минусы вы видите в работе совсем молодого, начинающего тренера?

- Молодежь не идет на тренерскую работу не потому, что им это неинтересно или они не видят перспективы в таком труде. Причина здесь только одна – очень низкая заработная плата. Смешные цифры. И это при том, что тренерская работа занимает уйму времени и сил. Все мои коллеги отдаются этой работе полностью – и, разумеется, каждому хочется, чтобы и материальная отдача за такой труд была соответствующая. Но в нашей стране ситуация с заработной платой простого детского тренера катастрофическая. Мне хочется изменить это хотя бы в рамках своего центра. Труд должен оцениваться по достоинству.

Я считаю важным привлечение именно молодых людей в эту сферу. Это необходимо для развития нашего спорта. Мы хотим помогать начинающим тренерам «вставать на ноги», набираться опыта, получать удовольствие от своей работы и стремиться к большему. Когда я принимаю их работу, я, в первую очередь, изучаю их как людей. Мне важно знать, как человек относится к жизни, чего он хочет и к чему стремится. Мне важно видеть их горящие глаза. Таких людей у нас, к сожалению, мало. Я верю, что их будет появляться все и больше и больше.

Наша команда – это люди, в компетенции, профессионализме и страсти к своему делу которых я уверен на сто процентов. И мы постоянно находимся в поиске таких тренеров и открыты для сотрудничества с ними.

- На сегодняшний день «Бэби-спорт» предлагает тренировки по мини-футболу, шахматам, спортивной и художественной гимнастике и спортивной аэробике. Какие виды спорта вы еще планируете охватить?

В этом году была идея подключить тренеров по настольному теннису, но это направление все-таки достаточно затратное, учитывая, что, для каждого сада необходимо приобретать столы для него. Думаю, что уже в ближайшем будущем и такая проблема будет решена, так как этим видом спорта интересуется достаточно большое количество людей в Чите.

-Кстати, инвентарь для занятий вы закупаете сами?

-Конечно, мы сами приобретаем все необходимое для тренировок. Однако в любом случае весь инвентарь - хорошие мячи, ворота, шахматные доски и прочее – остаются в детском саду. В этом тоже есть плюс для ДОУ – они всегда могут использовать наш инвентарь, если им это необходимо.

- Какие районы города сейчас охватывает ваш проект?

- У нас несколько садов в Центральном районе, и несколько – в Черновском. Мы надеемся, что количество садов, участвующих в проекте «Бэби спорт», будет расти год от года.

- Какие виды спорта сейчас наиболее популярны среди родителей ваших подопечных?

- На мини-футбол всегда огромный спрос. Много желающих записать своего ребенка на спортивную гимнастику.

-В чем причина того, что вы набираете небольшие группы?

- Наш принцип – это индивидуальный подход к каждому ребенку. В большинстве спортивных школ и секций принято работать с большими группами детей. Так упускается самое важное – работа с каждой личностью, с каждым маленьким Человеком отдельно. То, что они малыши, не означает, что они все – чистый лист бумаги, без своих особенностей и примет. Ведь у каждого свой характер, свои привычки, своя манера поведения и общения со сверстниками и с тренером. Свой уровень физического развития, в конце концов. Для меня важно работать с каждым отдельным ребенком, учитывая эти его особенности.

Превращать детей в одну сплошную бесцветную массу – это настоящий бич нашего спорта и нашего образования. Мы хотим работать по-другому.

- Тот факт, что за тренировки нужно платить, не отталкивает родителей? Бывает ли такое, что родители не желают оплачивать занятия, считают их дорогими или вообще не считают нужным платить за то, что, вроде как, работает в их же детском саду?

Нет, с этим мы не сталкивались. Само собой разумеется, что родители оплачивают дополнительные занятия своих детей. Ведь оплата занятий – это зарплата тренеров, возмещение стоимости аренды залов в детских садах, средства на покупку инвентаря.

 

«Мы хотим, чтобы дети учились думать»

Большинство родителей сами решают, каким видом спорта будет заниматься их ребенок. Чем они обычно руководствуются при выборе? И на что действительно стоит обращать внимание?

- Часто родители думают не о ребенке, а поступают исходя из собственных предпочтений или нереализованных амбиций. Или, к примеру, человек занимался каким-то видом спорта и почему-то уверен, что и ребенку этот спорт подойдет. Мне нравилось – значит и ему понравится. Конечно, важно при выборе направления учитывать интересы, особенности характера и физического развития ребенка.

- Вы – тренер по мини-футболу. Расскажите, пожалуйста, о том, что дают ваши занятия детям в таком возрасте.

- На занятиях ребенок учится общаться со сверстниками. Теперь они уже не просто в группе, они – команда. Я часто даю им задания, в которых они должны помогать друг другу.

Занятия по мини-футболу – это физическое развитие ребенка и улучшение его координации. На тренировках дети учатся мыслить. Им даются игры, в ходе которых они должны решить определенные задачи, и я прошу их самих думать о том, как придти к этому решению.

Проблема многих тренеров в детском спорте заключается в том, что они, в большинстве своем, говорят детям, что им нужно делать в той или иной ситуации. Они не помогают им думать, не направляют их. Позже, когда эти дети становятся взрослыми людьми, они совершенно не способны принимать решения самостоятельно. А все потому что их учили, что в этой ситуации нужно поступать так, а в этой – так.

Мы хотим, чтобы на наших занятиях дети сами учились думать и решать поставленные перед ними задачи.

- Группы детей на тренировках разделены по возрасту?

- Да, конечно. Четыре года, пять лет и шесть лет.

- Есть существенная разница в методике проведения тренировок для детей четырех лет и шести лет?

- Большой разницы в тренировочном процессе у них нет, за исключением того, что старшие дети получают более сложные задания и технические элементы.

- В детских садах вы занимаетесь с детьми от 4 до 6 лет. В таком возрасте уже можно разглядеть будущую «звезду»?

- Я уже говорил о том, что делать серьезные выводы о больших способностях какого-то ребенка рановато, равно как и «ставить крест» на ребенке, который пришел на занятия, казалось бы, совершенно без каких либо способностей. И в том, и в другом случае, нам предстоит проделать много работы, вложить уйму времени и сил. Безусловно, есть ребята очень способные, есть те, которые очень быстро «схватывают» любой материал, быстро учатся.

Есть дети с очень хорошими физическими качествами - очень быстрые, координированные. На таких ребят сразу смотришь как на будущих игроков мини-футбола.

- Занятия с «Бэби спорт» - это, прежде всего, тренировки в игровой форме. Вы можете рассказать о каких-то играх подробнее? Например, какие игры развивают игровое мышление у детей?

- Таких игр достаточно много. Есть хорошая игра, которую я предлагаю малышам на данном этапе их обучения мини-футболу. Дети выстраиваются в две колонны, по свистку я отправляю мяч в любую точку и ребята – по одному с каждой колонны - бегут, стараясь завладеть мячом раньше соперника и забить гол. Это уже осмысленная игра. Тот же мини-футбол, только один на один.

Дети в восторге от игр, где мы фантазируем, придумываем разные ситуации. К примеру, игра «Победить дракона». Цель ее – обучение ведению мяча, ударам по нему, здесь ребята учатся думать и самостоятельно принимать решения. Я отмечаю на площадке две зоны – это два колодца с водой. Мяч  - это ведро. Дети должны довести мяч до «колодца» и «набрать воды». После они ведут мяч к воротам, где стоит огнедышащий дракон. Это либо я, либо вратарь. Чтобы потушить пламя дракона, нужно попасть мячом в ворота.

У нас уже есть изученные способы ударов по воротам – и для того, чтобы победить дракона, им нужно подумать, какой из ударов нужно использовать в конкретной ситуации. Или же я могу встать с краю, чтобы они били на точность, например, в определенный угол ворот. Также в этой игре они самостоятельно решают, как лучше вести мяч – быстро бежать с ним, или же аккуратно, чтобы не потерять его, не «разлить воду». А возле ворот они решают, быстро нанести удар или же остановить мяч и посмотреть, куда бить, чтобы наверняка попасть в цель.

-А какие игры учат детей помогать друг другу?

- Мы часто играем в игру «Колдуны и мостики». Если группа небольшая, то в ней одновременно можно задействовать всех детей. В этой игре есть один «колдун», который пытается догнать всех остальных. Если «колдун» задевает кого-то, то этот ребенок превращается в «мостик» - встает на руки и на ноги. Задача детей – не только убежать от «колдуна» и не превратиться в «мостик», а еще и расколдовать своих партнеров! Чтобы расколдовать «мостик» и превратить его обратно в человека, нужно проползти под ним. Это игра и на мышление: «колдун» всячески старается сделать так, чтобы «мостики» не расколдовали, охраняет их, а дети в процессе игры думают, как умудриться расколдовать «мостик», и при этом самому не быть задетым «колдуном». Я замечаю, что постепенно они начинают понимать, что можно помогать друг другу – один отвлекает «колдуна» и бегает от него, в то время как другой пролезает под «мостиком». Это уже командное мышление.

Постепенно мы усложняем игру – добавляем второго «колдуна». Теперь детям нужно принимать решения еще быстрее. Движения ног и корпуса неосознанно становятся правильными, четкими. Пусть еще без мяча, но они уже учатся настоящему мини-футболу. Постепенно эти навыки переходят в игру с мячом, где они уже «на автомате», на своем природном чутье, начинают ловко, перемещаясь влево и вправо, уходить от своего соперника.

- В начале нашей беседы мы говорили о проблемах, с которыми сталкивается любой спортивный тренер в нашем регионе. Подытоживая беседу, мне хочется спросить у вас – в чем все-таки, на ваш взгляд, заключается основная проблема детского спорта в Забайкальском крае?

- Думаю, проблем хватает в любом регионе. Если озвучивать и обсуждать их все, то нам не хватит целого газетного выпуска. Я, в первую очередь, выделяю такие проблемы, как нехватка тренеров и нехватка спортивных баз. Причина первой в том, что лишь единицы молодых педагогов пойдут работать за столь низкую зарплату. Вторая вечная проблема – если помещение для тренировок и найдется, то за него нужно платить арендную плату, а бюджет спортивных школ этого не предусматривает.

Работающие с детьми тренеры должны повышать свое профессиональное мастерство. Многие из них «выдавливают» из ребенка спортсмена, способного лишь показывать результаты и занимать места, а если этого не происходит, то ему либо перестают уделять внимание, либо прощаются с ним совсем. Я считаю, что тренер-педагог должен заниматься обучением детей, воспитанием, их общим развитием.

У нас нет проблем с желающими заниматься спортом. Дети всегда хотят заниматься, а родители всегда рады отдать ребенка в спортивную секцию.

…А вообще, когда речь заходит о проблемах, в первую очередь принято говорить об отсутствии должного финансирования. Я говорить об этом не буду – как видите, мы сами можем все развивать, если захотим. Пусть наша работа идет на коммерческой основе, но именно она принесет плоды для забайкальского спорта в будущем.

- Итак, цель, к которой вы так долго шли, вы реализовали – открыли в Чите детский спортивно-развивающий центр,  работающий на базе детских садов. Каковы дальнейшие шаги?

- Самая главная необходимость на сегодняшний день – создание собственной базы центра, где можно будет проводить занятия, в том числе и после детского сада. В городе катастрофически не хватает мест для занятий и тренировок. Взять тех же гимнастов – у них на весь город только два зала.

В Чите открываются новые торгово-развлекательные центры, а я мечтаю о Центре спортивном. С просторными светлыми залами, уютными раздевалками и душевыми, с местами отдыха для детей и родителей, со своими кафе и магазинами спортивной одежды и атрибутики. Это огромная польза и для имиджа города, и для развития спорта в Чите, и для местных предпринимателей.